Организация рабочих мест на тонких клиентах
Рабочее место – как мы привыкли его видеть.
Основная особенность современного рабочего места: практически все процессы замкнуты на одно устройство – наш персональный компьютер или ноутбук.
Это определяет то, что операционная система и приложения размещаются локально на этом компьютере. При этом владелец этого рабочего места должен вовремя принимать решения модернизации, как самого компьютера, так и операционной системы и приложений которыми он пользуется. Все компоненты и приложения жестко связаны между собой и привязаны к этому компьютеру (рабочему меcту). Большая часть данных пользователя хранится именно на этом компьютере.
С одной стороны это нравится пользователям:
- У каждого пользователя на рабочем месте своя персонализированная среда;
- Независимость от других пользователей;
- Есть мультимедиа и графика;
- Автономность в работе;
- Есть возможность подключения локальных периферийных устройств.
С другой стороны, результатом такой организации рабочих мест является:
- Жесткая привязанность сотрудника к своему рабочему месту;
- Большое количество конфигураций, как аппаратной части, так и программной «начинки» этих рабочих мест («зоопарк техники»);
- В случае сбоя требуется большое время для восстановления работоспособности рабочего места (при этом обычно необходим вызов высококвалифицированного специалиста -системного администратора), это влияет на повышение стоимости владения;
- Существует риск потери важных данных в случае сбоя или поломки (восстановление данных на вышедшем из строя компьютере как правило долго и дорого, а иногда и просто невозможно);
- Имеются большие риски кражи важных данных недобросовестными сотрудниками;
- Ограниченная гибкость при необходимости реорганизации рабочего места (нет уверенности что необходимое новое приложение сможет функционировать на аппаратной базе существующего рабочего места);
- Модернизация рабочего места как правило требует покупки новой аппаратной части рабочего места (компьютера), что опять таки увеличивает стоимость владения;
Кроме того, как показывает практика, при стандартной офисной работе вычислительные мощности ПК используются менее чем на 15% (по другим оценкам менее 10%). При этом расходуется электроэнергия, шумят вентиляторы и дисковые накопители.
Классическая концепция серверо-ориентированных вычислений (SBC).
Основа концепции лежит в том, что все приложения работают на серверах в ЦОДе. При этом приложения разделены между пользователями (сетевые варианты приложений), а тонкие клиенты являются устройствами доступа к этим приложениям.
Основные преимущества:
- Упрощенное управление Высокая гибкость перераспределения вычислительных ресурсов.
- Высокая эффективность использования вычислительной мощности.
- Возможен удаленный доступ к приложению т.к. ЦОД всегда доступен.
- Высокая безопасность данных от потерь в случае отказа оборудования. Информационная безопасность.
Как итог упрощение управления, гибкость и снижение совокупной стоимости владения.
Виртуализация. Виртуальные рабочие места. (VDI –Virtual Desktop Infrastructure)
Дальнейшее развитие серверо-ориентированных вычислений.
Основой концепции VDI является то, что рабочее место запущено как виртуальная машина на сервере в ЦОДе. При этом происходит разъединение оборудования, операционной системы (ОС), приложений и настроек пользователя. Эта концепция объединяет преимущества традиционных персональных вычислений, серверных вычислений и виртуализации. Средством доступа к рабочему месту является ноль-клиент.
Основные преимущества:
- Быстрое развертывание и обновление (системному администратору достаточно создать клон базовой виртуальной машины по соответствующему шаблону – 2 минуты вместо нескольких часов).
- Защита пользовательских данных и их быстрое восстановление. Все данные с рабочих мест размещены на высокозащищенных от потерь системах хранения в ЦОДе с резервным копированием и реплицированием.
- Сокращение расходов на администрирование (системному администратору не нужно бегать по этажам здания к каждому рабочему месту – все рабочие места являются виртуальными и находятся на серверах в ЦОДе);
- Эффективное использование вычислительных ресурсов (вместо сотен ПК которые используются в среднем на 10-15% а то и меньше, работа необходимых приложений производится на общих серверах с гораздо большей эффективностью);
- Легкость перераспределения вычислительных ресурсов. Например, при необходимости (установке дополнительного приложения на виртуальном рабочем месте) легко получить дополнительные вычислительные мощности на рабочем месте – не нужно менять аппаратную часть.
- Высокая доступность. Для удаленного доступа к своему рабочему месту только нужно получить разрешение, согласно политики безопасности организации.
- Информационная безопасность. Гораздо проще настроить и контролировать политику безопасности информации организации, в случае если данные не разбросаны по сотням персональных компьютеров, а хранятся в ЦОДе.
- Нулевые клиенты потребляют гораздо меньше электроэнергии и не требуют постоянной модернизации. Срок их службы составляет 10-15 лет.
Что использовать VDI или SBC?
Преимущества и недостатки VDI по сравнению с SBC.
- При администрировании VDI учитываются пожелания и опыт пользователей нет проблем совместимости приложений в многопользовательских структурах, но необходимо больше работы по администрированию образов виртуальных рабочих мест.
- Простое резервное копирование и восстановление данных, легкое перемещение пользовательских сессий между серверами, но на каждый сервер приходится меньше пользователей и требуется больше места для хранения пользовательской информации.
- Используются обычные версии приложений с более привлекательными условиями лицензирования, но требуются больше лицензий для гипервизора и программного обеспечения управления.
- Выше гибкость использования ресурсов и больше возможностей для индивидуализации, но это более сложное решение для внедрения.
- Нуль-клиенты стоят дешевле даже самых простых тонких клиентов, они практически не нуждаются в обслуживании и модернизации (снижается цена рабочего места), но VDI предъявляет повышенные требования к пропускной способности сети.
VDI подходит для больших офисов крупных компаний и позволяет существенно уменьшить стоимость владения информационной инфраструктурой, но требует более сложного внедрения.
Стратегические преимущества виртуализации.
- При внедрении виртуализации сводится к минимуму необходимость обслуживания оконечных устройств (рабочих мест). Соответственно отпадает необходимость в услугах системных администраторов среднего уровня, нужны только техники для подключения/отключения нуль-клиента. Нуль-клиенты не нуждаются в специфической настройке, модернизации и практически не ломаются, вследствие отсутствия в них движущихся частей и малой потребляемой мощности.
- Решается проблема нехватки опыта, как обслуживающего персонала, так и конечного пользователя.
- Происходит упрощение и стандартизация сервисов, так как все виртуальные машины являются клонами ранее разработанных стандартных (базовых).
- Сервисы по информационной безопасности переходят на другой уровень. Информационная безопасность под полным контролем заказчика.
- Легкое масштабирование. При работающей виртуальной инфраструктуре, добавление нового рабочего места сводится к установке и подключению стандартного нуль-клиента на физическом рабочем месте и клонированию необходимой виртуальной машины на сервере. Этот процесс занимает минуты, а не часы.
- Больше нет жесткой привязки пользователя к своему рабочему месту (устройству). Обеспечивается возможность удаленной работы и круглосуточного доступа к своему виртуальному рабочему месту, при этом настраивается необходимый уровень защиты информации.
Тонкие клиенты и зеро-клиенты.
Тонкие и зеро-клиенты представляют собой специализированное устройство, принципиально отличное от ПК. «Тонкий клиент» не имеет жесткого диска, использует специализированную локальную ОС (одна из задач которой организовать сессию с терминальным сервером для работы пользователя), не имеет в своем составе подвижных деталей, выполняется в специализированных корпусах с полностью пассивным охлаждением. Обычно габариты такого устройства не превышают 250мм*55мм*200мм, а вес 1,5 кг, как правило не лишены некоторых мультимедийных возможностей, имеют порты USB, COM, PS/2, LAN. На украинском рынке наиболее известны тонкие клиенты от Fujitsu, HP, Dell.
Будущее рабочих мест.
Решение, каким образом будет организовано рабочее место на том или ином предприятии, должно приниматься в зависимости от рода его деятельности и потребностей. Нет однозначного ответа на вопрос, как именно это рабочее место должно быть организовано. Ясно одно: будущее за компонентной моделью с использованием виртуализации. Обычные рабочие места должны заменяться динамическими, легко изменяемыми и мобильными рабочими местами. Помимо очевидных удобств для конечного пользователя, переход от обычной организации рабочих мест приносит и значительную экономическую выгоду.